Полезные ссылки Глоссарий Сцены-Образы-Сюжеты Карта регионов Наскальное искусство Титульная страница
Регионы >> Верхний Енисей >> Памятники

Регионы

Верхний Енисей

Петроглифы бассейна верхнего Енисея при всем своеобразии имеют много общих черт с наскальным искусством соседних регионов. Тувинская котловина расположена на перекрестке сухопутных и водных путей, в то же время, она достаточно изолирована горными хребтами, благодаря чему здесь интенсивно развивались и местные, и иноземные художественные традиции. Как и в других центральноазиатских регионах, на верхнем Енисее в искусстве петроглифов преобладает образ горного козла. На скалах выбиты как отдельные фигуры этого животного, так и значительные их скопления, композиционно связанные. Нередко они сочетаются с другими изображениями – антропоморфными, зооморфными, знаковыми.

Наскальные рисунки, которые можно было бы с достаточной степенью надежности датировать эпохой камня, на верхнем Енисее пока не выделены. К петроглифам эпохи бронзы относятся фигуры быков, в том числе «отмеченных», туловища которых покрыты орнаментальным узором; козлов, собак; есть изображения птиц, из которых одна – гигантских размеров. В большом количестве встречаются личины-маски, изредка – антропоморфные персонажи в рогатых головных уборах или в грибообразных широкополых шляпах. Имеются рисунки прямоугольных жилищ с примыкающими к ним загонами для скота, а также знаков в виде ямок-лунок.  Во второй половине II тысячелетия до н. э., в период развитой и поздней бронзы, в наскальном искусстве верхнего Енисея появляется новый сюжет – изображения колесниц.

Исключительно высоким художественным уровнем характеризуются петроглифы скифского времени и рубежа нашей эры – первой половины I тысячелетия н. э. Обширен средневековый пласт, включающий реалистические изображения и петроглифы, выполненные в лаконичном геометрическом стиле. Интересны резные этнографические рисунки – изображения национальной одежды, в особенности женской, женских причесок и головных уборов. Встречаются сцены охоты с луками, с ружьями на сошках. Позднее получают распространение и такие сюжеты, как изображения домов городского типа, храмов православных и буддийских, казаков и солдат, огнестрельного оружия.

Мугур-Саргол
по М. А. Дэвлет, 1980

  


Copyright © Институт археологии
Российской академии наук
(ИА РАН)
Разработчики: д.и.н. Е.Г.Дэвлет; д.и.н. О.С.Советова; к.и.н. А.Н.Мухарева; программист С.С.Богомолова