Полезные ссылки Глоссарий Сцены-Образы-Сюжеты Карта регионов Наскальное искусство Титульная страница
Регионы >> Средний Енисей >> Памятники

Регионы

Средний Енисей

Бассейн среднего Енисея необычайно насыщен памятниками наскального искусства. Для этой территории хронологическая шкала археологических культур разработана наиболее детально сравнительно с другими регионами Сибири и почти все исторические периоды представлены соответствующими комплексами наскальных изображений. Поэтому здесь удается проследить более четкую, чем для других областей наскального творчества, последовательность в развитии искусства петроглифов.                                 подробнее>>>

Наиболее древние изображения предположительно датируются эпохой камня. Это фигуры животных: быков, лошадей, лосей и др., характеризующиеся тонким знанием натуры, первобытным реализмом. Обычно они крупных размеров, с грузными массивными туловищами, короткими ногами, непропорционально маленькими головами. Эпоха ранней бронзы (начало II тыс. до н. э.) связана с расцветом самобытного искусства не только наскальных изображений, но и произведений мелкой пластики, монументальных изваяний, гравировок на плитах погребальных сооружений. Сюжеты петроглифов этого времени – антропоморфные личины, маскированные персонажи, рожающие женщины, животные (быки, коровы, лошади, лоси, птицы и др.). Помимо реальных животных встречаются синкретические образы хищников с раскрытой пастью и торчащими клыками, фантастические существа. Наиболее яркий сюжет петроглифов эпохи поздней бронзы – изображения легких конных упряжек – колесниц, которые появляются на этой территории во второй половине II тысячелетия до н. э. Также известны изображения кинжалов, антропоморфных фигур, животных.

В эпоху раннего железного века (I тыс. до н. э.) на среднем Енисее основными образами наскальных изображений становятся животные, туловища которых часто заполнены декоративными элементами – завитками, спиралями, волнистыми линиями, зигзагами. Характерны сцены преследования хищниками копытных. Встречаются батальные сцены: пешие и конные воины представлены на скалах вооруженными мечами и кинжалами, с прикрепленными к поясу чеканами, с луками и горитами. Уникальны писаницы Боярского хребта, где изображены древние поселки: около жилищ размещаются котлы, представлены животные, всадники на лошадях.

В начале I тыс. н. э. на скалах появляется новый сюжет – фигура конного воина, победителя, героя эпических сказаний. В петроглифах этого периода присутствуют сцены сражений, охоты, перекочевок, борьбы животных и др. Рисунки этого времени нередко сопровождаются «руническими» надписями. Большой пласт наскальных изображений относится к новому времени. Так называемые «народные рисунки хакасов» часто бывают нанесены на отдельно лежащие каменные плитки, на плиты оград курганов предшествующих эпох.

Техника выполнения наскальных изображений бассейна среднего Енисея различна. Определенные технические приемы в целом не связаны с конкретными историческими периодами и для различных эпох характерны как выбитые рисунки, так и резные, прошлифованные, процарапанные, выполненные в комбинированной технике, нарисованные краской (охрой).                                                                          подробнее>>>

Тепсей и Оглахты
© А. Н. Мухарева

   

   


Copyright © Институт археологии
Российской академии наук
(ИА РАН)
Разработчики: д.и.н. Е.Г.Дэвлет; д.и.н. О.С.Советова; к.и.н. А.Н.Мухарева; программист С.С.Богомолова