Полезные ссылки Глоссарий Сцены-Образы-Сюжеты Карта регионов Наскальное искусство Титульная страница
Сцены-Образы-Сюжеты >> Интерпретация >> Женщины-прародительницы >> Каталог иллюстраций >> Библиография

Интерпретация

Женщины-прародительницы

Мифологические образы матерей-родоначальниц принято относить к общечеловеческим сюжетам, возникшим в древности на определенной ступени развития первобытного общества. В современной науке считается установленным, что первоначальный род был всегда материнским, но в одних случаях он сравнительно рано переходил в отцовский, а в других сохранял материнскую форму до начала разложения первобытного общества и даже позднее. Вероятно, именно это обстоятельство в определенной мере обусловило широкое распространение в древности различных культов, связанных с образом матери-родоначальницы. Богиня-мать в большинстве мифологий мира являлась главным женским божеством. Образ прародительницы находил свое конкретное воплощение в искусстве разных эпох и регионов, в многообразных вариантах трактовки со своими специфическими чертами.

Среди наскальных изображений Алтая и Центральной Азии обращают на себя внимание серии стилизованных схематичных антропоморфных фигур, трактованных фронтально с воздетыми к небу руками, обычно трехпалыми. Женский пол персонажей иногда маркируют груди, обозначаемыми точками или отходящими в стороны от туловища отростками. Их головы бывают странной ромбовидной формы, иногда увенчаны двойной или тройной развилкой. Нижняя часть антропоморфных фигур обычно оформлялась в виде вытянутых прямоугольников с короткими боковыми сторонами, которые представляли одежду, напоминающую широкую юбку, чаще всего полосатую или клетчатую.

На Алтае, в бассейне Енисея, в Монголии и других азиатских регионах открыты серии наскальных рисунков, представляющую собою рожающих женщин, изображенных иногда на корточках с широко раздвинутыми ногами, между которыми иногда показан плод. Руки рожениц разведены в стороны и согнуты в локтях. Иногда фигуры рожающих женщин составляют целые пирамиды из нескольких поколений. В таких случаях ноги верхней фигуры одновременно являются руками нижней. В подобных композиционных построениях нашли графическое отражение женское созидательное начало и идея бесконечности поколений.

По: Дэвлет Е.Г., Дэвлет М.А., 2005, с. 138-145.

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ
Харитани


Copyright © Институт археологии
Российской академии наук
(ИА РАН)
Разработчики: д.и.н. Е.Г.Дэвлет; д.и.н. О.С.Советова; к.и.н. А.Н.Мухарева; программист С.С.Богомолова