Полезные ссылки Глоссарий Сцены-Образы-Сюжеты Карта регионов Наскальное искусство Титульная страница
Сцены-Образы-Сюжеты >> Интерпретация >> Кони у мирового дерева >> Каталог иллюстраций >> Библиография

Интерпретация

Космическая погоня

Традиционная солярная символика в искусстве наскальных изображений наибольшее распространение получает в эпоху бронзы. Солнце обычно изображалось в виде диска или круга с радиально расходящимися черточками-лучами, иногда в виде концентрических окружностей или венца лучеобразных зубцов. В определенные исторические периоды создатели наскальных изображений отдавали предпочтение конкретным унифицированным знакам. В раннем железном веке в качестве солярной символики использовались такие полисемантические знаки, как триквестры, свастики, изображения колес со спицами и пр.

Символ-знак дневного светила входил в состав композиций, иллюстрирующих миф об умирающем и воскресающем солнце, о противоборстве света и тьмы, об извечной космической погоне, когда фантастический зверь-чудовище, олицетворяющий в конкретном образе подземное царство вечного мрака, преследует и пытается поглотить сияющий диск. Дневное светило, в свою очередь, скрывается на западе и, превратившись в ночное подземное солнце, совершает свой путь в нижнем мире с тем, чтобы вновь возродиться на востоке.

В наскальных композициях существа-преследователи могут иметь разный облик: на писаницах Западной Сибири они медведеподобны (Окладников, Мартынов, 1972), драконоподобны на Восточносибирских писаницах (Окладников, Запорожская, 1959), в Северной Азии солнце нередко представляли в виде гигантского лося (Окладников, 1959).

 По: Е.Г. Дэвлет, М.А. Дэвлет, 2005, с. 116-118.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

ВЕРХНЯЯ ЛЕНА
Шишкинская писаница


Copyright © Институт археологии
Российской академии наук
(ИА РАН)
Разработчики: д.и.н. Е.Г.Дэвлет; д.и.н. О.С.Советова; к.и.н. А.Н.Мухарева; программист С.С.Богомолова