Полезные ссылки Глоссарий Сцены-Образы-Сюжеты Карта регионов Наскальное искусство Титульная страница
Сцены-Образы-Сюжеты >> Интерпретация >> Кони у мирового дерева >> Каталог иллюстраций

Интерпретация

Кони у мирового дерева

Образ мирового дерева, воплощающего универсальную концепцию мира, характерен для мифопоэтического сознания. С помощью мирового дерева во всем многообразии его культурно-исторических вариантов, включая такие его трансформации, как "ось мира", "мировой столп", "мировая гора", лестница, колонна и т. д., воедино сводятся общие бинарные смысловые противопоставления, служащие для описания основных параметров мира. Мировое дерево выступает как посредствующее звено между вселенной (макрокосмосом) и человеком (микрокосмосом) и является местом их пересечения. Объект ритуала или его образ (например, в виде жертвенного животного - коровы, оленя, лося и т. п., а ранее и человека, совмещенного с деревом) всегда находится в центре, участники ритуала - справа и слева.

В наскальном искусстве композиция "кони у мирового дерева" бывает представлена в виде пары животных, расположенных по обе стороны столба с двойной или тройной развилкой на конце. Эти противостоящие друг другу животные показаны привязанными к столбу-коновязи. В фигурах можно узнать изображения лошадей. Считается, что с изобразительной мифологемой "кони у мирового дерева" связан образ "Господина коней" (Шер, 1993; Советова, 2006).

По: Е. Г. Дэвлет, М. А. Дэвлет, 2005, с. 154-157.

БИБЛИОГРАФИЯ

СРЕДНИЙ ЕНИСЕЙ
Оглахты
© Я. А. Шер

Средний Енисей - Оглахты Средний Енисей - Оглахты Средний Енисей - Куня Средний Енисей - Куня Средний Енисей - Суханиха Средний Енисей - Суханиха


Copyright © Институт археологии
Российской академии наук
(ИА РАН)
Разработчики: д.и.н. Е.Г.Дэвлет; д.и.н. О.С.Советова; к.и.н. А.Н.Мухарева; программист С.С.Богомолова